Альтернативные средства общения с неговорящими детьми

В последнее время в логопедической практике обнаруживается интерес к использованию невербальных средств или форм коммуникации. Под невербальными средствами подразумеваются различные заменители звучащей речи.
Невербальные средства коммуникации можно разделить на несколько групп:
· естественные
· искусственные
· профессиональные
· специальные или альтернативные
К естественным относятся: мимика, жесты, пантомима, вокализация. Все они выполняют функции передачи эмоций, пояснения, комментария, замещения отдельных слов или фраз. Некоторые из этих знаков универсальны – например, улыбка. Но многие из них имеют разное значение у разных народов или групп людей.
К искусственным средствам можно отнести: африканский язык барабанов, язык танца, язык музыки и пр. Такие средства передают информацию в обобщенном виде и нуждаются в уточнении, комментариях. Овладение ими требует специального обучения.
К профессиональным средствам относятся: азбука Морзе, семафорная азбука, сигнализация флагами, языки программирования и т. д. Для обучения этим средствам необходимо владеть словесной речью. Они по сути дела – модификации письменной речи.
К специальным средствам относятся средства общения людей, не способных к обычной устной или письменной речи: дактилирование, жесты языка глухих, язык слепоглухих, азбука Брайля пр.
Невербальные средства общения:
Общение посредством взгляда, например, Методика «Связь с глазом» - ребенок составляет взглядом сообщение из слов или слогов, расположенных на экране.
Язык мимики и жестов. При достаточных моторных способностях ребенка можно пытаться обучать его языку жестов – например, при сенсорной алалии как вспомогательное средство общения.
Язык звуков. например, при отсутствии голосовой активности, придается определенное значение неречевым звукам: свисток – «иди сюда», хлопок – «хочу пить», звонок – «хочу есть» и т.д.
Пиктограммы. Используются черно-белые изображения, заменяющие слова.
· изображения прикрепляются к соответствующим объектам;
· педагог в ситуативно-деловом общении указывает на пиктограммы, заучивает их с ребенком, стимулирует к показу пиктограмм ребенка;
· существуют различные наборы пиктограмм для коммуникации
Коммуникативные или лингвистические доски.
Метод предложен для работы с детьми с ДЦП.
· коммуникативная доска разрабатывается индивидуально с учетом зрительных, двигательных, лингвистических и интеллектуальных возможностей ребенка;
· сначала доски содержат небольшое количество крупных реалистичных цветных изображений или фотографий, постепенно заменяемых пиктограммами, символами;
· на следующем этапе работы к картинкам добавляются подписи, что подводит к глобальному чтению;
· при накоплении словаря становится возможным конструирование предложений и создание ситуаций для общения.
Леб –система. Система охватывает 60 символов (пиктограмм) и с напечатанными под рисунками значениями слов может быть использована для работы с детьми, имеющими в своем развитии умственные и физические отклонения, а также для детей дошкольного возраста. Система состоит из символов, разделенных на 10 групп:
- общие знаки взаимопонимания (я, просьба, давать, указывать, приветствовать, делать, спасибо, да/хорошо, нет/плохо, прекратить);
- слова, обозначающие качество (тепло, холодно, большой/много, маленький/мало, громко, тихо);
- сообщение о состоянии здоровья (больной, лекарство, врач);
- посуда, продукты питания (кушать, пить, хлеб, мороженое, овощи, фрукты, сладости, колбаса);
- предметы домашнего обихода (дом, стол, отдыхать);
- личная гигиена (туалет, одевать, принимать душ, причесываться, плавать, спать, мыть, чистить зубы);
- игры и занятия (ехать на автомобиле, смотреть телевизор, идти, рисовать, слушать музыку, музицировать, смотреть, играть, говорить, заниматься);
- религия (молиться, церковь, причастие);
- чувства (счастливый, я тебя люблю, печальный, испуганный);
- работа и отдых (праздновать, танцевать, учиться, работать, убирать).
Указатель символов служит для ориентировки воспитателя. К системе возможны дополнения: книга для чтения, наборная касса, игральный кубик.
Двумя самыми важными словами является «Я ХОЧУ».
Цель системы – научить ребенка выражать с помощью символов свои желания. Лишь на втором плане стоят слова «ТЫ ДОЛЖЕН».
Возможности применения.
Система применяется в соответствии с возможностями ребенка:
- ребенок может найти нужный символ и передать педагогу,
- может только указать на символ,
- может сделать выбор из 2-3 предложенных символов (играть-танцевать-кушать),
- может указать символ с помощью «указателя головой».
При коммуникации ребенок может опираться на имеющиеся понятия и один символ может обозначать разные желания. Например: символ «пить»
- я хочу что-нибудь выпить,
- я хочу свой любимый напиток,
- я попил, но хочу еще.
С помощью отрицания можно расширить применение системы символов: так например символы «убирать, плохо» могут означать: «Я не хочу убирать».
Введение символов. Ежедневно повторяющиеся ситуации, такие как еда, питье, туалет, мытье рук дают повод для введения символов. Каждый символ вводится на основе 2-3 конкретных ситуаций. Например: предмет яблоко и символ «фрукты». Затем это понятие можно расширять (фрукты: яблоко, груша, банан, апельсин). Уточнение «Ты хочешь яблоко?» будет подходящим моментом для введения символов «да» и «нет».
- Каждый символ обязательно сопровождается словом.
- Если у детей с аутизмом проблемы с символом «я», нужно на символ наклеить фото ребенка.
- Нужно продумать способ привлечения внимания к ребенку (звонок, игрушка-пищалка).
Для обездвиженного человека элементарный способ коммуникации – показ согласия или несогласия с помощью движения глаз
- закрывание глаз – ДА, открытые глаза – НЕТ;
- ободок с указкой, закрепленной на на лбу – движением головы показывает нужный предмет;
- световой указатель для включения звукового сигнала «Подойди сюда»;
- показ согласия или несогласия с помощью минимальных доступных движений;
- цветовые сигналы (красный и белый), закрепленные на конечностях: красный цвет – ДА, белый - НЕТ.
Любой неговорящий человек должен приобрести способность выражать свои потребности!
Мирошниченко М.Н., Краснодар, 2011
На сегодня существуют различные приспособления для альтернативной коммуникации неговорящих детей, а также разработаны специальные программы для планшетов
Например, Приложение Kid communicator
Еще информацию о программах для неговорящих детей смотри на сайте Дети - ангелы.
Ниже предлагаем вашему вниманию видеофайл ( с 19 минуты) о работе с приложениями для альтернативной коммуникации.