Сайт обновлен 23.10
   Мы социальны: все страницы и группы наших проектов

Практические рекомендации для родителей по воспитанию ребёнка с ДЦП подросткового возраста

Практические рекомендации для родителей по воспитанию ребёнка с ДЦП подросткового возраста
В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители – основные участники психолого-педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.

Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков». Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей с инвалидностью.

1. Слабость воли у большинства подростков, страдающих ДЦП, напрямую связана с особенностями воспитания. Очень часто в семье с больным ребенком стиль семейного воспитания – гиперопека, что ограничивают самостоятельность ребенка. А отсюда и появляется ярко выраженный эгоцентризм, стремление манипулировать людьми. Не нужно зацикливаться на болезни ребенка. Необходимо стимулировать и поощрять его самостоятель-ность в пределах допустимого. Это способствует формированию у ребенка адекватной самооценки. Такое отношение к подростку можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».

2. Нелегкая задача по формированию у подростка отношения к собственному физическому дефекту опять же ложится на плечи родителей. Очевидно, что этот непростой период развития требует от них особенного терпения и понимания. Нельзя пренебрегать и помощью специалистов. К примеру, переживания подростка по поводу своей внешности, особенно в период полового созревания, вполне реально преодолеть благодаря хорошо поставленной психологической работе с ним.

3. Если у вашего ребенка наблюдаются нарушения сна, постарайтесь подкорректировать его режим дня. Необходимо создать для него спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных, шумных игр перед сном. По мере возможностей, сократите действие внешних раздражителей на его органы чувств. Откажитесь от прослушивания музыки, либо пусть это будут мягкие ненавязчивые инструментальные композиции. (Песни с текстами, особенно депрессивного характера, на знакомом ребенку языке будут являться дополнительной нагрузкой для восприятия, а, следовательно, еще одним раздражителем, мешающим ребенку расслабиться и погрузиться в сон.) Ограничьте просмотр телевизора.

4. Чтобы у ребенка сформировалась адекватная оценка к себе и к миру, родителям и близким, необходимо отказаться от излишней опеки по отношению к нему. От того, как воспринимает ребенка семья – как инвалида, не способного добиться в жизни успеха, либо как человека, пусть в чем-то не похожего на окружающих, но занимающего активную жизненную позицию – и будет зависеть сила волевых качеств ребенка.

5. Если в процессе занятий или выполнения посильной работы по дому вы заметили, что подросток утомлен – стал раздражителен, агрессивен, или, напротив, излишне замкнут – не стоит пытаться продолжить работу. Лучше сделайте перерыв, предложите ему отдохнуть, или же просто оставьте его одного ненадолго. Вполне вероятно, что через какое-то время ребенок восстановит энергию, и он сможет продолжить занятия или работу с новыми силами.

6. У подростков с ДЦП могут наблюдаться эмоциональные расстройства в связи с наличием физического дефекта, воспитанием по типу гиперопеки или ранней социальной и психической депривацией. Вы можете смягчить эмоциональный дискомфорт у ребенка, повысить его активность и самостоятельность, повысив его самооценку, уровень самосознания с помощью деятельности в которой подростом может себя проявить (сочинение стихов, декоративное искусство, IT-технологии и др).

7. При разговоре с ребенком из-за его невнятной речи не нужно угадывать с первых звуков, что он хочет, и договорить мысль за него. Дайте ребенку возможность самому высказать свою мысль. Из-за вашей «помощи» ребенок не научиться выражать и отстаивать свою точку зрения. Так «общаться» ребенку неинтересно, и он не привыкнет следить за словами собеседника, и, подобно 3–5-летнему малышу, будет превращать разговор в несвязный монолог, болтая обо всем, что придет в голову. А значит не сможет общаться со сверстниками.

8. Не планируйте повседневные занятия ребенка. Подросток должен сам знать, что иногда надо самому, без напоминаний, браться за то, чего не хочется делать (например, за домашнее задание), и научиться концентрировать свое внимание на нужном объекте.

9. Образование — одно из главных условий успешной интеграции человека с ограниченными возможностями здоровья в общество. Качество жизни во многом зависит от социального статуса, который определяется его уровнем, а также профессиональной конкуренцией и востребованностью в выбранной области. В период подросткового возраста вы, как родители, должны с большим вниманием и терпением помогать ребенку с самообразованием, расширением и углублением полученных знаний с учетом специфики выбранных предметов, профильное обучение в старших классах (лучше в лицеях или гимназиях), занятия с репетиторами. Т.К. эта работа является залогом успешного поступления в колледж или ВУЗ. Необходимо рационально распределить время и силы, чтобы в итоге не потерять результатов физической реабилитации, не вызвать ухудшение состояния здоровья. Безусловно, поддержка семьи также важна в столь сложный и ответственный период.

Автор: Шеина Елена Ивановна

Источник.